|
Публичный доклад МОУ школы – интерната № 8за 2009 – 2010 учебный годАнализ учебной работы за 2009-2010 учебный год Уважаемые родители, обучающиеся, педагоги! Педагогический коллектив МОУ школы - интерната № 8 представляет открытый публичный доклад об организации образовательного процесса, о развитии школы, о тех мерах, которые предпринимаются для организации качественного образования. Глубокие преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества — социально-экономической, политической, культурной — затронули и систему образования в целом, и отношения между людьми, включенными в эту систему. В 2009-2010 учебном году деятельность педколлектива МОУ школы – интерната № 8 была направлена на реализацию проблемы:«Создание максимально-благоприятных условий в МОУ школе-интернате № 8 – как средство социальной адаптации воспитанников».Задачи, стоящие перед педагогическим коллективом в 2009-2010 учебном году были определены на основе анализа положительных моментов в нашей деятельности и тех недоработок, которые имели место в предыдущие годы. На итоговом педсовете в августе 2009 года были определены следующие задачи:
В течение 2009-2010 учебного года педколлектив школы работал над созданием образовательной среды, обеспечивающей доступность, качество и эффективность.Показатели выполнения намеченных на 2009 - 2010 учебный год целей и задач явились следующие результаты деятельности педколлектива: 1.Осуществлена реализация режима работы школы. Режим работы:
Формы обучения:
Формы организации учебного процесса :
2.Комплектование классов:
3.Социальный статус обучающихся МОУ школы-интерната № 8
В работе школа руководствовалась Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы-интерната, методическими письмами и рекомендациями органов управления образования, локальными актами школы - интерната, внутренними приказами, в которых определён круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса. Для реализации поставленных задач в школе на начало учебного года имелась необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения. Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальную и групповую работы со слабоуспевающими обучающимися и коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей и природных задатков обучающихся, повышение мотивации к обучению у обучающихся, а также ознакомление учителей с новой методической литературой. I. Анализ выполнения учебного плана Деятельность педколлектива в течение учебного года строилась на основе образовательной программы и учебного плана. Учебный план МОУ школы – интерната № 8 – нормативно правовой акт устанавливающий перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам. Учебный план 2009 – 2010 учебного года школы сохранял в необходимом объёме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень учебной нагрузки на обучающегося не превышал предельно допустимого. Учебный план обеспечивал выполнение «Гигиенических требований к условиям обучения общеобразовательных учреждений», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 года № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02».Учебный план школы позволил реализовать приоритетные направления модернизации Российского образования: - в плане информатизации образования введен предмет «Информатика и ИКТ», направленный на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучался в 2-9 классах как самостоятельный учебный предмет; - в плане предпрофильной подготовки в 9 классе в школе в течение года работало 4 элективных курса; - в плане расширения изучения иностранных языков , учебный предмет «Иностранный язык» изучался со 2-ого класса. Учебный план предоставлял достаточно учебного времени для освоения иностранного языка на функциональном уровне. - для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности, проведения практических работ на местности введены:
Учебный план на 2009 -2010 учебный год выполнен в полном объеме, учебные программы пройдены. II. Анализ внутришкольного мониторинга. Внутришкольный контроль носил системный характер, мониторинг проводился как по промежуточным, так и по конечным результатам. Основными элементами контроля учебно-воспитательного процесса в 2009- 2010 учебном году явились:
Основные направления посещений и контроля уроков: 1. Классно-обобщающий контроль в 7, 8 классах с целью определения уровня образовательной подготовки, сформированности мотивации к обучению, сформированности классного коллектива, определения уровня воспитанности, готовности к продолжению образования 2. Классно-обобщающий контроль в 1,5 классах по определению степени адаптации обучающихся к новым условиям; 3. Мониторинг воспитанности обучающихся 2- 9 классов; 4. Преемственность в обучении и воспитании обучающихся 4-5 классов. В течение учебного года использовались следующие виды контроля:
- организация методической работы в школе - организация работы педколлектива с обучающимися с низкой учебной мотивацией - состояние работы по охране жизни и здоровья обучающихся, созданию безопасных условий жизнедеятельности всем участникам педагогического процесса; - промежуточная аттестация обучающихся; - состояние работы по профилактике преступлений и правонарушений среди обучающихся школы за 2009 - 2010 учебный год.
- за уровнем знаний и умений обучающихся по предметам - стартовый контроль; - итоговый контроль (годовой на конец учебного года в переводных классах и итоговая аттестация в выпускных классах); - предварительный контроль (перед экзаменами в выпускных классах) .
- особенности мотивации деятельности обучающихся на уроке; - здоровье учеников в режиме дня школы; - дозирование домашнего задания, нормализация учебной нагрузки; - уровень воспитанности обучающихся, уровень сформированности мыслительных навыков; - уровень обучаемости, подготовки обучающихся 4 кл. к продолжению образования на второй ступени. Итоги контроля подводились на педагогических советах и совещаниях при директоре. В течение года регулярно проверялась школьная документация:
Выводы. Уровень компетенции и методической подготовленности членов администрации достаточен для обеспечения квалифицированного руководства всеми направлениями учебно-воспитательного процесса. Анализ хода и итогов учебно-воспитательного процесса достоверен и в достаточной мере полон и глубок. Практически все намеченные мероприятия выполнены. Формы и методы контроля соответствуют задачам, которые ставил педагогический коллектив на учебный год. Из посещённых уроков администрацией школы прослеживаются следующие тенденции в работе большинства учителей с обучающимися на уроках и во внеурочное время: - уроки проходят на хорошем методическом уровне; - отбор содержания, форм и методов обучения учитывает индивидуальные особенности обучающихся; - домашние задания даются дифференцированно с учётом индивидуальных особенностей обучающихся; - мало обращается внимание на развитие монологической речи обучающихся; - необходимо обратить внимание на соблюдение педагогического такта и этики в работе с обучающимися и их родителями. Рекомендации. 1. Изучать психологические особенности и интеллектуальные способности обучающихся, не опираясь лишь на свои ощущения, представления, интуицию в обучении и отношениях с обучающимися. Работать над культурой речи обучающихся. 2. Серьезнее относиться к привитию навыков обучающимся ведения школьной документации.
III. Итоги учебной деятельности. 1.Сравнительный анализ движения обучающихся за три предыдущих года.
Выводы: По сравнению с предыдущим годом количество выбывших обучающих увеличилось на 1 чел , а прибывших уменьшилось на 19 человек. Движение обучающихся в течение года обусловлено тем, что в школе обучаются дети, родители которых имеют в Волгограде временную регистрацию и часто меняющие место жительства (уезжают в другие районы, города и области). Рекомендации: - проводить систематическую работу по сохранности контингента обучающихся школы. 2.Анализ успеваемости и обученности обучающихся . Сегодня одним из важнейших приоритетов государственной политики является качество образования, показателем которого являются компетенции школьников. В течение 2009 – 2010 учебного года усилия педагогического коллектива постоянно были направлены на работу по созданию условий для обучения, воспитания и развития детей не одинаково здоровых, разной степени подготовки к школе, разных способностей, способов мышления, с разной способностью применять полученные знания в нестандартных ситуациях и новых условиях, по-разному умеющих работать творчески и самостоятельно. Учет психо-физических возможностей ребят, переход их в зону ближайшего развития, дифференцированная помощь каждому на уроках, факультативных занятиях, кружках — вот те условия, которые позволяли осуществить доступность образования. 2.1.Анализ статистики образования. Всего в конце учебного года в школе обучалось163 обучающихся без выпускников 9 класса. Процент успеваемости составил 92%, процент качества знаний – 20%. Количество хорошистов составило 32 человека, с одной тройкой закончили учебный год 8 школьников, 4 обучающихся (2 класс) оставлены на повторный год обучения, 10 обучающихся 1 класса не усвоили программу 1 класса и по решению ПМПК: 7 воспитанников по решению педсовета и согласию родителей переведены во 2 специальный (коррекционный) класс VII вида, а 3 обучающихся переведены в специальный (коррекционный) класс VIII вида. Один выпускник 9 класса Хворостов Георгий не явился на экзамены и по решению педсовета оставлен на повторный год обучения в 9 классе. Двое обучающихся, имеющих проблемы со здоровьем, на основании медицинских справок занимались индивидуально на дому. Это обучающийся 5 класса Павлов Роман и 2 класса Шувалов Даниил. Календарно-тематическое планирование по каждому предмету индивидуального обучения, составленное учителями Стукаловой С. Г. и Вовк Е. В. осуществлялось в соответствии с рекомендациями врача, психолога, социального педагога, с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Эти ребята успешно прошли курс обучения за соответствующий класс, и переведены в следующий класс. По семейным обстоятельствам по индивидуальному плану в прошедшем учебном году занималась воспитанница 8а класса Мустафаева Наталья, которая также успешно усвоила программу 8 класса и была переведена в 9 класс. Отсева в школе не наблюдалось. Все выбывшие обучающиеся продолжили получение образования в других учебных заведени Лучшие классы по результатам учебного года. Процент качества знаний в этих классах выше общешкольного: По начальной школе: 3класс ( процент успеваемости – 100, процент качества знаний – 23), учитель Лантратова Т. Н., воспитатель Вансович Л. К.; На IIступени обучения: 8класс ( процент успеваемости – 100, процент качества знаний – 37,5),воспитатель Рыбникова Л. К.; 8к класс компенсирующего обучения ( процент успеваемости – 100, процент качества знаний – 25), воспитатель Сапункова Р. А. 2.2. Динамика успеваемости обучающихся общеобразовательных классов за три предыдущих года
100% - ую успеваемость показали все классы кроме 2 ( учитель Вовк Е. В., воспитатель Скворцова И. В.). Как видно из диаграммы значительно ниже стала успеваемость обучающихся в сравнении с 2008-2009 учебном годом, она снизилась на 2,3 %, а качество знаний обучающихся общеобразовательных классов стало ниже на 3 %. В целом «качественные» показатели остаются невысокими, кроме того происходит уменьшение количества хорошистов на всех ступенях обучения. Особенно низким является показатель качественной обученности учащихся 5 и 6 классов ( воспитатели Мамаева А. К.,Бурдакова В. А. Шабанова И. П. и Цыбасова В. И.), кроме того ниже прошлогодних показатели в 7, 9 классах. Причины падения качественной успеваемости: - возросшей ответственностью педагогов за выставляемые оценки ; - низким потенциалом обучающихся ( что подтверждают психологические исследования) ; -недостаточная работа с резервом «хорошистов»; - переход успешно занимающихся обучающихся в другие школы по месту жительства; - прибытие из других школ обучающихся с низкими учебными возможностями, низкой учебной мотивацией. - понижение заинтересованности в получении образования; - одной из самых важных причин падения качественной успеваемости являются пропуски уроков обучающимися. Большая часть пропущенных уроков приходится на 2 полугодие: обучающимися пропущено всего 1596 уроков, что на 4% больше этого показателя в прошлом учебном году. Из них по болезни пропущено 843 урока, а 728 без уважительной причины, особенно это касается обучающихся 7и 9 классов (воспитатели Меркулова Т. А. и Лихачева Т. А. ) Несмотря на то, что обозначенные проблемы являлись предметом административного контроля, вопросами для обсуждения на предметных методических объединениях, педагогических и методических советах, показатели компетентности по части классных коллективов в сравнении с предыдущим учебным годом являются более низкими, чем в прошлом 2008-2009 учебном году. Рекомендации: - необходимо привести в систему индивидуальную работу с отстающими и хорошистами; - учителям и воспитателям шире использовать дифференцированные методы работы на уроках и во внеурочное время; - работать над повышением уровня учебной мотивации - администрации под особый контроль поставить вопрос посещаемости учебных занятий, не оставлять без внимания пропуски уроков без уважительной причины. - воспитателям серьёзнее относиться к сохранности контингента обучающихся класса. 2.3. Деятельность школы по предупреждению неуспеваемости.
Анализируя количество неуспевающих обучающихся за три предыдущих года, можно отметить , что количество неуспевающих обучающихся ,оставленных на повторный год обучения по сравнению с предыдущим годом выросло на 3 чел.,а количество обучающихся, имеющих одну «3» на 4. Возможные причины неуспешности обучающихся: - недостаточный уровень профессионализма, квалификации, духовной культуры, психологического настроя педагога; - используемая педагогическая технология не адекватна для данного ребенка; -отсутствие желания у обучающихся на саморазвитие, самовоспитание, самообучение - не все обучающиеся заинтересованы в получении образования. Что необходимо сделать в решении данной проблемы: -всем учителям и воспитателям необходимо систематически проводить индивидуальную работу с неуспевающими и слабоуспевающими обучающими; - организовывать дополнительную работу с обучающими, имеющими одну «3», для обеспечения перехода их в группу успешно обучающихся ; - ребенка нельзя обучить, воспитать, развить из вне, каждому из нас нужно научиться стимулировать его на саморазвитие, самовоспитание, самообучение. Научить механизму стимулирования — рефлексии, научить самооценке учебной деятельности, пониманию своей роли в этой деятельности, самооценке результатов. -необходимо улучшить специальную психологическую поддержку данным категориям воспитанников с целью повышения мотивации их обучения с помощью педагога-психолога, учителя - логопеда, социального педагога. 2.4. Итоги обучения воспитанников 1 класса:
Для успешной адаптации обучающихся 1 класса было проведено в течение учебного года: · совместно с учителем 1 класса Смольниковой Л. В. и воспитателем Шамаргиной Т. С. был проведен анализ первичного психолого-педагогического обследования ПМПк обучающихся первого класса (11.09.2009.); • выявлены проблемы адаптационного периода первоклассников и определены условия их преодоления (индивидуально для каждого первоклассника); • 15 первоклассников посещали в течение 1,2 четверти коррекционно-развивающие занятия 1 раз в неделю, направленные на развитие познавательных процессов, волевой и эмоциональной сферы (проведено 30 занятий); • индивидуальные консультации для родителей и воспитателя (в течение 1,2 четверти); • на педагогическом консилиуме в декабре 2009 года по результатам обследования первоклассников по итогам 1 полугодия на предмет усвоения программы по развитию речи, математики были выявлены 10 детей, слабо усваивающих программу. Совместно с ПМПК были определены пути решения проблем: 7 обучающихся переведены в специальный (коррекционный) класс VII вида и 3 первоклассника в специальный (коррекционный) класс VIII вида. 9 обучающихся , усвоивших учебную программу 1 класса переведены во 2 класс. Начальная школа ( 4 класс ) выпустила в среднюю школу 20 обучающихся со 100 % успеваемостью, в том числе 4 воспитанника (20% ) закончили начальную школу на «4 – 5», отличников нет. 2.5. Адаптация обучающихся 5 класса. В течение прошедшего учебного года предметом пристального внимания являлась адаптация обучающихся 5 класса. В 5 классе в 2009-2010 учебном году на начало года было 21 обучающихся. В течение года выбыл 1 воспитанник, обучающийся на «4 – 5», 1 прибыл – «троечник», т.о на конец года в 5 классе обучалось 21 обучающихся. По итогам года все 21 обучающихся успевают (100%), 2 воспитанника успевают на «4 – 5» (9,5%). Качественная успеваемость по сравнению с прошлым учебным годом снизилась на 25,5 % .
|