Анализ методической работы в 2009-2010 учебном году.
Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, школы в целом, в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования., воспитания и развития конкретных школьников.
В школе создается система работы, которая позволяет каждому педагогу отрефлексировать собственную деятельность, определить особенности деятельности и личностные ориентиры.
Анализ анкетирования позволяет выявить, с одной стороны, опыт учителя и его умения, с другой стороны – его проблемы. Учителя школы-интерната осознают необходимость постоянного самоанализа своей педагогической деятельности, самосовершенствования, а это – основа творчества.
Педагогический коллектив школы-интерната в прошедшем учебном году начал работать над проблемой «Создание системы обучения и воспитания, обеспечивающей построение познавательного процесса в соответствии со склонностями, интересами и возможностями каждого обучающегося». В рамках заявленной темы были выделены следующие приоритетные направления работы, по которым была продолжена работа в этом учебном году:
- повышение психолого-педагогической, методологической компетенции педагогов;
- создание для педагогов образовательной среды, в которой они смогли бы получить опыт личностно-ориентированного обучения;
- стимулирование творческого самовыражения, раскрытия профессионального потенциала педагогов;
- разработка учебных материалов, методических рекомендаций, соответствующих запросам педагогов.
На основании главных направлений работы и в соответствии с поставленными целями методический совет определил для коллектива следующие задачи:
1.Продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей, систематической профессиональной подготовке кадров.
2.Разработать рабочие программы учебных курсов с точки зрения рекомендаций к базисному учебному плану.
3.Продолжить диагностирование уровня развития детей, состояния их физического и психического развития.
4.Повысить мотивацию учителей на участие в освоении передового опыта, изучения и применения новых образовательных технологий.
5.Повысить качество проведения учебных занятий на основе внедрения новых образовательных технологий и их элементов.
6.Продолжить работу по созданию дидактического материала для разноуровневого контингента учащихся.
7.Проводить работы по совершенствованию комплексной программы воспитания учащихся, формированию у них высоких моральных качеств.
8. Продолжить опытно-экспериментальную работу.
Для реализации поставленных задач в школе на начало года имелась необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения, план методической работы и методического совета.
Формы методической работы:
*тематические педагогические советы;
*повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров;
*работа ШМО;
*семинары-практикумы;
*предметные недели;
*разработка методических рекомендаций;
*педагогический мониторинг;
*самообразование.
Это традиционные, но надежные формы организации методической работы. С их помощью осуществляется реализация образовательных программ и базисного учебного плана школы-интерната, обновление содержания образования через использование актуальных педагогических технологий.
Поставленные перед коллективом задачи были в основном выполнены. Выполнению поставленных задач способствовали:
-спланированная деятельность администрации школы-интерната по созданию условий для участников образовательного процесса;
-анализ выполнения принятых управленческих решений;
-выявление причинно-следственных связей отдельных педагогических явлений и соответствующая коррекция деятельности.
Спланированная деятельность администрации школы-интерната позволила повысить профессиональный уровень сотрудников школы-интерната без отрыва от основной деятельности.
Администрацией школы-интерната была спланирована деятельность по коррекции системы работы, способствующей совершенствованию педагогического мастерства педагогических работников.
А именно:
1.Организация практических занятий и серии индивидуальных консультаций по отработке различных методик самоанализа и коррекции деятельности учителя.
2.Использование коллективной, индивидуальной форм работы администрации школы-интерната с педагогическим коллективом позволило каждому педагогу определить собственную траекторию развития по совершенствованию педагогического мастерства. Анализ собственной деятельности, промежуточных результатов обученности учащихся и своевременная коррекция методики организации учебного занятия способствовали своевременному выявлению причинно-следственных связей отдельных педагогических явлений.
Работа по организации учебно-воспитательного процесса по решению главной задачи школы носила научно-методический характер и была построена на диагностической основе.
Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остается педагогический совет. В 2009-2010 учебном году было проведено 5 заседаний педсоветов со следующей тематикой:
1.Итоги работы школы-интерната № 8 за 2008-2009 учебный год. Перспективный план работы на новый 2009-2010 учебный год.
2.Работа школы по формированию у обучающихся ценностного отношения к здоровью.
3.Взаимодействие учителей-предметников и воспитателей.
4.Система совместной работы педагогического коллектива и администрации школы по внедрению в учебный процесс активных форм обучения с целью совершенствования образованности учащихся.
5.Окончание учебного года:
- о допуске обучающихся 9 класса до экзаменов;
- о переводе обучающихся 1-8 классов;
Органом внутришкольного управления, координатором инноваций и учебно-методической работы в школе является методический совет.
В него входят директор, зам.директора по УВР, зам.директора по УМР, зам.директора по ВР, руководители ШМО. Содержание деятельности методического совета было определено общей методической темой школы. Тематика вопросов, рассматриваемых на заседаниях методического совета, отражает следующие направления работы:
ü Аналитическая деятельность
ü Планово-прогностическая и проектировочная деятельность
ü Организационно-координационная деятельность
ü Диагностическая деятельность
Работа МС основана на анализе учебно-воспитательного процесса, передовом педагогическом опыте. На заседаниях МС рассматривались важные вопросы по развитию школы-интерната, научно-методическому обеспечению образовательного процесса, в том числе инновационного.
Организована целенаправленная работа по развитию профессионального мастерства педагогов.
В течение года методический совет координировал и анализировал работу ШМО.
В школе в течение последних лет работают четыре методических объединений педагогов.
Каждое методическое объединение работает над своей методической темой, тесно связанной с методической темой школы.
В январе успешно проходила традиционная декада начальной школы (учителя: Вовк Е.В., Лантратова Т.Н., Прокуронова И.В., Ляхова О.В.).
В рамках декады начальной школы проведена работа по различным направлениям:
- математическое: олимпиада по математике «Звездный час», игра «Занимательная математика», «Час занимательной математики»;
- филологическое. С целью повышения интереса учащихся к изучению предметов, закрепления и обогащения знаний учащихся по русскому языку и литературному чтению, пополнения словарного запаса, развития любознательности проведены олимпиада по русскому языку, праздник «В гостях у сказки», конкурс загадок, шарад, головоломок, игра «Путешествие по справочной литературе», конкурс рисунков «Герои любимых сказок », конкурс стихотворений «От 7 до 10», игра «Занимательная грамматика», игры «Счастливый случай», «Басни дедушки Крылова», игра-путешествие «У нас сегодня пять уроков»;
- экологическое. Бережное отношение к природе, обогащение знаний детей о человеке – такие задачи решают учителя при проведении мероприятий: беседа «Собака – друг человека», «Путешествие в Экоград», брейн-ринг по природоведению;
С целью развития познавательного интереса к родному языку и литературе, расширения кругозора обучающихся, пополнения словарного запаса, формирования навыков внимательного чтения, развития устной и письменной речи в октябре-ноябре проведен месячник знаний по русскому языку. По плану учителей-предметников Стукаловой С.Г. Долговой О.П., Бурдаковой В.А. проведена большая интересная, разнообразная по форме и содержанию работа:
- акции «Почитай мне!», «Я люблю читать!»;
- литературные игры «Что за прелесть эти сказки!», «В поисках клада», «Великолепная семерка»;
- творческие конкурсы чтецов; иллюстраций к литературным произведениям, проведена выставка творческих работ;
- познавательная игра «Великое русское слово», творческая мастерская «Тайны слова», устный журнал «Великий собиратель слов»;
- интеллектуальная игра «Умники и умницы», конкурс знатоков русского языка, познавательная игра «Самый умный», конкурс «Угадай, коли умен» (кроссворды);
Интересно и познавательно для воспитанников прошли недели воспитателей:
- знакомство младших школьников с государственными символами нашей страны, историческими событиями , легендами, традициями;
- занятия в «Школе здоровья», занятия по ПДД «Автопробег», «Веселые старты», игра-соревнование «Если вместе, если дружно», утренник «Луковые посиделки»,;
Победители и активные участники всех предметных декад награждены грамотами и призами.
В течение 2008-2009 учебного года было дано 12 открытых уроков по методической теме школы и темам самообразования. Многие педагоги отчитались по результатам работы по темам самообразования (Стукалова С.Г., Лукшина Е.В., Ляхова О.В., Прокуронова И.В.).
В 2008-2009 уч.г. в школе-интернате была продолжена опытно-экспериментальная работа по теме: «Разработка модели образовательного процесса с включением этнокультурного казачьего компонента». В ноябре на базе школы состоялся городской семинар по теме: «Реализация этнокультурного казачьего компонента через систему дополнительного образования и воспитательную работу» (промежуточный отчёт о работе городской экспериментальной площадки). В рамках семинара были проведены:
-урок краеведения в 6 кл. «Здравствуй, Дон!» (учитель Лукшина Е.В.);
- занятие факультатива по истории в 6 кл. «Традиции и обычаи казаков» (учитель Шабанова И.П.);
- внеклассное занятие по литературе в 8 кл. «По дорогам мудрости народной» (учитель Стукалова С.Г.);
-воспитательное мероприятие в 4 кл. «Посиделки в казачьей горнице» (учитель Прокуронова И.В.);
- классный час в 4 кл. «У нас, братцы, было на Дону!» (учитель Ляхова О.В.).
Выводы.
Методическая тема школы и вытекающие из неё темы МО соответствуют основным задачам, стоящим перед школой-интернатом. Повысился профессиональный уровень педагогического коллектива. В 2009-2010 учебном году три административных работника и одиннадцать педагогических работников прошли аттестацию.
Выросла активность учителей, их стремление к творчеству. 3 педагога приняли участие в городском конкурсе методических разработок уроков и внеклассных мероприятий по истории казачества (учитель истории Шабанова И.П. заняла 3 место). Учитель музыки Пыкина Н.Г. приняла участие в городском конкурсе методических разработок уроков «Сердце матери лучше солнца согреет». В ходе предметных декад учителя Лантратова Т.Н., Кадырова М.В., Стукалова С.Г., Лукшина Е.В., Пыкина Н.Г., Вовк Е.В., воспитатели Рыбникова Л.К., ,Цыбасова В.И. проявили хорошие организаторские способности, подошли творчески к проведению внеклассных мероприятий по предмету. Разнообразные формы и методы проведения мероприятий вызвали повышенный интерес у школьников. Увеличилось число учащихся, которые участвовали в мероприятиях, требующих определённого интеллектуального уровня.
Совершенствуется материальная база преподавания. Приобретены:
- методические пособия по биологии, истории, русскому языку, химии, географии, технологии;
- учебное оборудование для слесарной мастерской;
- спортивное оборудование;
- классные доски ;
- мебель для кабинетов русского языка, биологии, математики.
Рекомендации.
1. Необходимо совершенствовать методическую помощь педагогам (обучение, консультирование, подбор методик, заданий, взаимопосещение коллег);
2. Отслеживать работу по накоплению и обобщению передового педагогического опыта.
3. Продолжить организацию и проведение интегрированных предметных декад.
4.Продолжить работу по формированию фонда методических рекомендаций и пособий в помощь учителю и картотеки к ним.
5.Развивать творческую активность педагогов.
6. Проводить работу по совершенствованию комплексной программы воспитания учащихся, формированию у них высоких моральных качеств.
7. Помогать профессиональному становлению молодых (начинающих) преподавателей.
8.Повышать качество проведения учебных занятий на основе внедрения новых информационных технологий.
9.Совершенствовать проведение самостоятельных занятий под руководством воспитателей. Использовать их для повышения индивидуализации обучения учащихся, развитию у них навыков самостоятельной работы.
Анализ подготовила : заместитель директора по УМР Н.В.Решетняк