Публичный доклад МОУ школы – интерната № 8
за 2009 – 2010 учебный год
Анализ учебной работы за 2009-2010 учебный год
Уважаемые родители, обучающиеся, педагоги! Педагогический коллектив МОУ школы - интерната № 8 представляет открытый публичный доклад об организации образовательного процесса, о развитии школы, о тех мерах, которые предпринимаются для организации качественного образования.
Глубокие преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества — социально-экономической, политической, культурной — затронули и систему образования в целом, и отношения между людьми, включенными в эту систему. В 2009-2010 учебном году деятельность педколлектива МОУ школы – интерната № 8 была направлена на реализацию проблемы:«Создание максимально-благоприятных условий в МОУ школе-интернате № 8 – как средство социальной адаптации воспитанников».Задачи, стоящие перед педагогическим коллективом в 2009-2010 учебном году были определены на основе анализа положительных моментов в нашей деятельности и тех недоработок, которые имели место в предыдущие годы. На итоговом педсовете в августе 2009 года были определены следующие задачи:
Обеспечить овладение обучающимися содержанием стандартов образования.
Всячески способствовать развитию индивидуальных особенностей обучающихся, совершенствуя дифференцированные формы обучения; создавать условия для творческой деятельности обучающихся в предпочитаемых ими областях знаний.
Обеспечить общее культурное развитие ребёнка, максимально использовать возможности гуманитарных дисциплин для формирования духовной сферы личности.
Сформировать у обучающихся чувство моральной и социальной ответственности, уважения к закону при соблюдении норм человеческой морали.
Развивать эстетическую культуру обучающихся через ознакомление с историей, культурой и национальными традициями казачества, воспитывать уважение к истории человечества; пробуждать собственную активность обучающихся в творении по законам красоты.
Содействовать возрождению духовных основ жизни через поиск и изучение казачьего фольклора, истории Донского казачества.
Научить обучающегося выбирать свой профиль, дальнейшее направление образования, будущую профессию, строить свою карьеру.
Сохранить и повысить уровень здоровья каждого воспитанника.
В течение 2009-2010 учебного года педколлектив школы работал над созданием образовательной среды, обеспечивающей доступность, качество и эффективность.Показатели выполнения намеченных на 2009 - 2010 учебный год целей и задач явились следующие результаты деятельности педколлектива:
1.Осуществлена реализация режима работы школы.
Режим работы:
- 6-ти дневная рабочая неделя;
- одна смена;
- по четвертям;
- продолжительность урока – 40 мин.
Формы обучения:
очная;
индивидуальное обучение на дому в соответствии с медицинским заключением о состоянии здоровья:
обучение по индивидуальному плану
Формы организации учебного процесса :
- уроки (классно-урочная форма);
- консультации;
- занятия по выбору;
- олимпиады, конкурсы;
- предметные недели;
- открытые уроки;
- самоподготовка.
2.Комплектование классов:
Ступень обучения | Тип класса | Количество классов | Количество обучающихся |
I | Общеобразовательные | 4 | 85 |
II |
| 5 | 99 |
| 1 | 8 | |
| 2 | 18 | |
Всего |
| 12 | 210 |
3.Социальный статус обучающихся МОУ школы-интерната № 8
Социальный статус обучающихся и их семей | Количество обучающихся |
Число многодетных семей. | 32 |
Число детей из полных семей. | 46 |
Число детей из неполных семей. | 43 |
Число детей, родители которых: - вдовцы - одинокие матери. |
3 35 |
Число детей-инвалидов. | 1 |
Число детей, обучающихся на дому. | 2 |
Число детей, обучающихся в санатории. | 3 |
Число детей, находящихся под опекой. | 15 |
Число детей, родители которых инвалиды. | 4 |
Число детей с ослабленным здоровьем (диспансерный учет). | 48 |
Число детей из семей, находящихся в социально-опасном положении. | 31 |
Число детей, состоящих на профилактическом учёте. | 21 |
Число детей, состоящих на ВШУ. | 13 |
Число детей, состоящих в ПДН. | 4 |
Число детей, состоящих в КДН. | 5 |
Число детей, состоящих на учёте у нарколога. | - |
Число детей проживающих в области. | 49 |
Число воспитанников воскресной группы. | 20 |
В работе школа руководствовалась Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы-интерната, методическими письмами и рекомендациями органов управления образования, локальными актами школы - интерната, внутренними приказами, в которых определён круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса. Для реализации поставленных задач в школе на начало учебного года имелась необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения. Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальную и групповую работы со слабоуспевающими обучающимися и коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей и природных задатков обучающихся, повышение мотивации к обучению у обучающихся, а также ознакомление учителей с новой методической литературой.
I. Анализ выполнения учебного плана
Деятельность педколлектива в течение учебного года строилась на основе образовательной программы и учебного плана. Учебный план МОУ школы – интерната № 8 – нормативно правовой акт устанавливающий перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам. Учебный план 2009 – 2010 учебного года школы сохранял в необходимом объёме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень учебной нагрузки на обучающегося не превышал предельно допустимого. Учебный план обеспечивал выполнение «Гигиенических требований к условиям обучения общеобразовательных учреждений», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 года № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02».Учебный план школы позволил реализовать приоритетные направления модернизации Российского образования:
- в плане информатизации образования введен предмет «Информатика и ИКТ», направленный на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучался в 2-9 классах как самостоятельный учебный предмет;
- в плане предпрофильной подготовки в 9 классе в школе в течение года работало 4 элективных курса;
- в плане расширения изучения иностранных языков , учебный предмет «Иностранный язык» изучался со 2-ого класса. Учебный план предоставлял достаточно учебного времени для освоения иностранного языка на функциональном уровне.
- для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности, проведения практических работ на местности введены:
- учебная программа «Практикум по географии 6 класс»;
- образовательный модуль к биологии «Краеведение 6 класс»;
- спецкурс «История Волгограда в истории страны. 9 класс» .
Учебный план на 2009 -2010 учебный год выполнен в полном объеме, учебные программы пройдены.
II. Анализ внутришкольного мониторинга.
Внутришкольный контроль носил системный характер, мониторинг проводился как по промежуточным, так и по конечным результатам.
Основными элементами контроля учебно-воспитательного процесса в 2009- 2010 учебном году явились:
- выполнение всеобуча;
- состояние преподавания учебных предметов;
- качество ЗУН учащихся;
- качество ведения школьной документации;
- выполнение учебных программ и предусмотренного минимума письменных работ;
- подготовка и проведение итоговой аттестации за курс основной школы;
- -состояние преподавания учебных предметов;
- состояние индивидуальной работы с учащимися, нуждающимися в педагогической поддержке;
- состояние воспитательной работы в классных коллективах;
- качество ведения школьной документации;
-выполнение учебных программ и предусмотренного минимума письменных работ;
-выполнение решений педсоветов, совещаний.
Основные направления посещений и контроля уроков:
1. Классно-обобщающий контроль в 7, 8 классах с целью определения уровня образовательной подготовки, сформированности мотивации к обучению, сформированности классного коллектива, определения уровня воспитанности, готовности к продолжению образования
2. Классно-обобщающий контроль в 1,5 классах по определению степени адаптации обучающихся к новым условиям;
3. Мониторинг воспитанности обучающихся 2- 9 классов;
4. Преемственность в обучении и воспитании обучающихся 4-5 классов.
В течение учебного года использовались следующие виды контроля:
тематический контроль:
- организация методической работы в школе
- организация работы педколлектива с обучающимися с низкой учебной мотивацией
- состояние работы по охране жизни и здоровья обучающихся, созданию безопасных условий жизнедеятельности всем участникам педагогического процесса;
- промежуточная аттестация обучающихся;
- состояние работы по профилактике преступлений и правонарушений среди обучающихся школы за 2009 - 2010 учебный год.
административный контроль осуществлялся:
- за уровнем знаний и умений обучающихся по предметам - стартовый контроль;
- итоговый контроль (годовой на конец учебного года в переводных классах и итоговая аттестация в выпускных классах);
- предварительный контроль (перед экзаменами в выпускных классах) .
тематически-обобщающий:
- особенности мотивации деятельности обучающихся на уроке;
- здоровье учеников в режиме дня школы;
- дозирование домашнего задания, нормализация учебной нагрузки;
- уровень воспитанности обучающихся, уровень сформированности мыслительных навыков;
- уровень обучаемости, подготовки обучающихся 4 кл. к продолжению образования на второй ступени.
Итоги контроля подводились на педагогических советах и совещаниях при директоре.
В течение года регулярно проверялась школьная документация:
- классные журналы;
- дневники обучающихся;
- личные дела обучающихся.
Выводы.
Уровень компетенции и методической подготовленности членов администрации достаточен для обеспечения квалифицированного руководства всеми направлениями учебно-воспитательного процесса. Анализ хода и итогов учебно-воспитательного процесса достоверен и в достаточной мере полон и глубок. Практически все намеченные мероприятия выполнены. Формы и методы контроля соответствуют задачам, которые ставил педагогический коллектив на учебный год. Из посещённых уроков администрацией школы прослеживаются следующие тенденции в работе большинства учителей с обучающимися на уроках и во внеурочное время:
- уроки проходят на хорошем методическом уровне;
- отбор содержания, форм и методов обучения учитывает индивидуальные особенности обучающихся;
- домашние задания даются дифференцированно с учётом индивидуальных особенностей обучающихся;
- мало обращается внимание на развитие монологической речи обучающихся;
- необходимо обратить внимание на соблюдение педагогического такта и этики в работе с обучающимися и их родителями.
Рекомендации.
1. Изучать психологические особенности и интеллектуальные способности обучающихся, не опираясь лишь на свои ощущения, представления, интуицию в обучении и отношениях с обучающимися. Работать над культурой речи обучающихся.
2. Серьезнее относиться к привитию навыков обучающимся ведения школьной документации.
III. Итоги учебной деятельности.
1.Сравнительный анализ движения обучающихся за три предыдущих года.
Кл. | Количество обучающихся на начало года | Выбыло | Прибыло | Количество обучающихся на конец года | ||||||||||||||
Уч г. | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009- 2010 | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | ||||||
| Общеобразовательные классы | |||||||||||||||||
1-4 | 73 | 78 | 85 | 8 | 11 | 10 | 12 | 8 | 2 | 77 | 75 | 77 | ||||||
5-8 | 75 | 84 | 80 | 9 | 4 | 6 | 7 | 13 | 1 | 73 | 93 | 75 | ||||||
9 | 17 | - | 19 | 1 | - | 2 | 4 | - | - | 20 | - | 17 | ||||||
1-8 | 165 | 162 | 184 | 18 | 15 | 18 | 23 | 21 | 3 | 170 | 168 | 169 | ||||||
Класс компенсирующего обучения | ||||||||||||||||||
8к | - | 10 | 8 | - | 3 | - | - | 1 | - | - | 8 | 8 | ||||||
Специальные ( коррекционные ) классы VII вида | ||||||||||||||||||
6а-8а | 34 | 22 | 18 | 2 | - | 1 | 1 | - | - | 33 | 12 | 17 | ||||||
9а | - | 12 | - | - | - | - | - | - | - | - | 12 | - | ||||||
По школе | ||||||||||||||||||
Всего | 199 | 208 | 210 | 20 | 18 | 19 | 24 | 22 | 3 | 203 | 200 | 194 | ||||||
Выводы:
По сравнению с предыдущим годом количество выбывших обучающих увеличилось на 1 чел , а прибывших уменьшилось на 19 человек. Движение обучающихся в течение года обусловлено тем, что в школе обучаются дети, родители которых имеют в Волгограде временную регистрацию и часто меняющие место жительства (уезжают в другие районы, города и области).
Рекомендации:
- проводить систематическую работу по сохранности контингента обучающихся школы.
2.Анализ успеваемости и обученности обучающихся .
Сегодня одним из важнейших приоритетов государственной политики является качество образования, показателем которого являются компетенции школьников.
В течение 2009 – 2010 учебного года усилия педагогического коллектива постоянно были направлены на работу по созданию условий для обучения, воспитания и развития детей не одинаково здоровых, разной степени подготовки к школе, разных способностей, способов мышления, с разной способностью применять полученные знания в нестандартных ситуациях и новых условиях, по-разному умеющих работать творчески и самостоятельно. Учет психо-физических возможностей ребят, переход их в зону ближайшего развития, дифференцированная помощь каждому на уроках, факультативных занятиях, кружках — вот те условия, которые позволяли осуществить доступность образования.
2.1.Анализ статистики образования.
Всего в конце учебного года в школе обучалось163 обучающихся без выпускников 9 класса. Процент успеваемости составил 92%, процент качества знаний – 20%. Количество хорошистов составило 32 человека, с одной тройкой закончили учебный год 8 школьников, 4 обучающихся (2 класс) оставлены на повторный год обучения, 10 обучающихся 1 класса не усвоили программу 1 класса и по решению ПМПК: 7 воспитанников по решению педсовета и согласию родителей переведены во 2 специальный (коррекционный) класс VII вида, а 3 обучающихся переведены в специальный (коррекционный) класс VIII вида. Один выпускник 9 класса Хворостов Георгий не явился на экзамены и по решению педсовета оставлен на повторный год обучения в 9 классе. Двое обучающихся, имеющих проблемы со здоровьем, на основании медицинских справок занимались индивидуально на дому. Это обучающийся 5 класса Павлов Роман и 2 класса Шувалов Даниил. Календарно-тематическое планирование по каждому предмету индивидуального обучения, составленное учителями Стукаловой С. Г. и Вовк Е. В. осуществлялось в соответствии с рекомендациями врача, психолога, социального педагога, с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Эти ребята успешно прошли курс обучения за соответствующий класс, и переведены в следующий класс. По семейным обстоятельствам по индивидуальному плану в прошедшем учебном году занималась воспитанница 8а класса Мустафаева Наталья, которая также успешно усвоила программу 8 класса и была переведена в 9 класс. Отсева в школе не наблюдалось. Все выбывшие обучающиеся продолжили получение образования в других учебных заведени
Лучшие классы по результатам учебного года. Процент качества знаний в этих классах выше общешкольного:
По начальной школе: 3класс ( процент успеваемости – 100, процент качества знаний – 23), учитель Лантратова Т. Н., воспитатель Вансович Л. К.;
На IIступени обучения: 8класс ( процент успеваемости – 100, процент качества знаний – 37,5),воспитатель Рыбникова Л. К.; 8к класс компенсирующего обучения ( процент успеваемости – 100, процент качества знаний – 25), воспитатель Сапункова Р. А.
2.2. Динамика успеваемости обучающихся общеобразовательных классов за три предыдущих года
Учебные годы | Количество обучающихся | % успеваемости | % качества знаний |
2007 - 2008 | 144 | 99 | 18 |
2008 - 2009 | 161 | 99,3 | 23 |
2009 - 2010 | 163 | 97 | 20 |
100% - ую успеваемость показали все классы кроме 2 ( учитель Вовк Е. В., воспитатель Скворцова И. В.). Как видно из диаграммы значительно ниже стала успеваемость обучающихся в сравнении с 2008-2009 учебном годом, она снизилась на 2,3 %, а качество знаний обучающихся общеобразовательных классов стало ниже на 3 %.
В целом «качественные» показатели остаются невысокими, кроме того происходит уменьшение количества хорошистов на всех ступенях обучения. Особенно низким является показатель качественной обученности учащихся 5 и 6 классов ( воспитатели Мамаева А. К.,Бурдакова В. А. Шабанова И. П. и Цыбасова В. И.), кроме того ниже прошлогодних показатели в 7, 9 классах.
Причины падения качественной успеваемости:
- возросшей ответственностью педагогов за выставляемые оценки ;
- низким потенциалом обучающихся ( что подтверждают психологические исследования) ;
-недостаточная работа с резервом «хорошистов»;
- переход успешно занимающихся обучающихся в другие школы по месту жительства;
- прибытие из других школ обучающихся с низкими учебными возможностями, низкой учебной мотивацией.
- понижение заинтересованности в получении образования;
- одной из самых важных причин падения качественной успеваемости являются пропуски уроков обучающимися. Большая часть пропущенных уроков приходится на 2 полугодие: обучающимися пропущено всего 1596 уроков, что на 4% больше этого показателя в прошлом учебном году. Из них по болезни пропущено 843 урока, а 728 без уважительной причины, особенно это касается обучающихся 7и 9 классов (воспитатели Меркулова Т. А.
и Лихачева Т. А. )
Несмотря на то, что обозначенные проблемы являлись предметом административного контроля, вопросами для обсуждения на предметных методических объединениях, педагогических и методических советах, показатели компетентности по части классных коллективов в сравнении с предыдущим учебным годом являются более низкими, чем в прошлом 2008-2009 учебном году.
Рекомендации:
- необходимо привести в систему индивидуальную работу с отстающими и хорошистами;
- учителям и воспитателям шире использовать дифференцированные методы работы на уроках и во внеурочное время;
- работать над повышением уровня учебной мотивации
- администрации под особый контроль поставить вопрос посещаемости учебных занятий, не оставлять без внимания пропуски уроков без уважительной причины.
- воспитателям серьёзнее относиться к сохранности контингента обучающихся класса.
2.3. Деятельность школы по предупреждению неуспеваемости.
Учебные годы | Количество обучающихся | Количество обучающихся, оставленных на повторный год обучения | Количество обучающихся, имеющих одну «3» |
2007 - 2008 | 34 | 2 | 5 |
2008 - 2009 | 31 | 1 | 4 |
2009 - 2010 | 18 | 4 | 8 |
Анализируя количество неуспевающих обучающихся за три предыдущих года, можно отметить , что количество неуспевающих обучающихся ,оставленных на повторный год обучения по сравнению с предыдущим годом выросло на 3 чел.,а количество обучающихся, имеющих одну «3» на 4.
Возможные причины неуспешности обучающихся:
- недостаточный уровень профессионализма, квалификации, духовной культуры, психологического настроя педагога;
- используемая педагогическая технология не адекватна для данного ребенка;
-отсутствие желания у обучающихся на саморазвитие, самовоспитание, самообучение
- не все обучающиеся заинтересованы в получении образования.
Что необходимо сделать в решении данной проблемы:
-всем учителям и воспитателям необходимо систематически проводить индивидуальную работу с неуспевающими и слабоуспевающими обучающими;
- организовывать дополнительную работу с обучающими, имеющими одну «3», для обеспечения перехода их в группу успешно обучающихся ;
- ребенка нельзя обучить, воспитать, развить из вне, каждому из нас нужно научиться стимулировать его на саморазвитие, самовоспитание, самообучение. Научить механизму стимулирования — рефлексии, научить самооценке учебной деятельности, пониманию своей роли в этой деятельности, самооценке результатов.
-необходимо улучшить специальную психологическую поддержку данным категориям воспитанников с целью повышения мотивации их обучения с помощью педагога-психолога, учителя - логопеда, социального педагога.
2.4. Итоги обучения воспитанников 1 класса:
Количество обучающихся на начало года | Выбыло | Прибыло | Количество обучающихся на конец года | Количество обучающихся, не усвоивших учебную программу 1 класса | Кол-во успевающих обучающихся
| Оставлены на повторный год обучения | Переведены в | ||
след. класс | Класс VII вида | класс VIII вида | |||||||
24 | 5 | - | 19 | 10 | 9 | - | 9 | 7 | 3 |
Для успешной адаптации обучающихся 1 класса было проведено в течение учебного года:
· совместно с учителем 1 класса Смольниковой Л. В. и воспитателем Шамаргиной Т. С. был проведен анализ первичного психолого-педагогического обследования ПМПк обучающихся первого класса (11.09.2009.);
• выявлены проблемы адаптационного периода первоклассников и определены условия их преодоления (индивидуально для каждого первоклассника);
• 15 первоклассников посещали в течение 1,2 четверти коррекционно-развивающие занятия 1 раз в неделю, направленные на развитие познавательных процессов, волевой и эмоциональной сферы (проведено 30 занятий);
• индивидуальные консультации для родителей и воспитателя (в течение 1,2 четверти);
• на педагогическом консилиуме в декабре 2009 года по результатам обследования первоклассников по итогам 1 полугодия на предмет усвоения программы по развитию речи, математики были выявлены 10 детей, слабо усваивающих программу. Совместно с ПМПК были определены пути решения проблем: 7 обучающихся переведены в специальный (коррекционный) класс VII вида и 3 первоклассника в специальный (коррекционный) класс VIII вида. 9 обучающихся , усвоивших учебную программу 1 класса переведены во 2 класс.
Начальная школа ( 4 класс ) выпустила в среднюю школу 20 обучающихся со 100 % успеваемостью, в том числе 4 воспитанника (20% ) закончили начальную школу на «4 – 5», отличников нет.
2.5. Адаптация обучающихся 5 класса.
В течение прошедшего учебного года предметом пристального внимания являлась адаптация обучающихся 5 класса. В 5 классе в 2009-2010 учебном году на начало года было 21 обучающихся. В течение года выбыл 1 воспитанник, обучающийся на «4 – 5», 1 прибыл – «троечник», т.о на конец года в 5 классе обучалось 21 обучающихся. По итогам года все 21 обучающихся успевают (100%), 2 воспитанника успевают на «4 – 5» (9,5%). Качественная успеваемость по сравнению с прошлым учебным годом снизилась на 25,5 % .